ХLegio 2.0 / Флот / Корабли античности / История корабля / Римская бирема

Римская бирема


В.А. Дыгало, Н. Нарбеков

 

Pеконструкция корабля проведена по барельефу в храме Фортуны в Пренесте, датируемому концом II века до н. э. Характерной особенностью судна является узкий кринолин - пародос, служивший не для размещения гребцов, а для защиты бортов. В орнаментальном украшении форштевня предусматривались зажимы для копий. Выше металлического тарана линия форштевня имеет внутренний прогиб, а затем плавно выступает вперед и переходит в массивный акростоль, украшенный своеобразным орнаментом. Декоративные фигуры крокодилов по обеим сторонам форштевня, вероятно, символизировали название судна. Фальшборт, расположенный по всей длине биремы, в носу и корме, имел открытые проходы. В носовой части, на наружной поверхности фальшборта видны изображения головы Медузы и богини - покровительницы судна. Для военачальника отводилось место под легким тентом-палаткой на корме. В носовой части были расположены характерная для римских боевых судов башня для пращников и абордажный трап-ворон. На акростоле обычно крепились флагштоки с боевыми символами - трофеи с захваченных судов. Этот тип биремы - чисто гребное судно, приводимое в движение 88 веслами.

 

Публикация:
История корабля. Вып. 1, М., 1986