ХLegio 2.0 / Библиотека источников / Договор с наемниками / Новости

Договор с наемниками

Эвмен I

Eumenes Pergamenus (Ευμένης Α' της Περγάμου)

 
OGIS 266
(фрагменты)

 

Требования, на какие согласился Эвмен... Для (наемных) воинов... Платить [должны воины] за медимн хлеба 4 драхмы, за метрет вина – 4 драхмы; год считать в 10 месяцев; вставного месяца не считать. Те, которые выслужили установленное число лет и стали свободны от службы, должны получить пенсию за прослуженное ими время; ее должны получать ближайшие родственники или кому воины оставят. Воины, выслужившие пенсию, освобождаются от налога. Кто станет свободным от службы (по выслуге лет) или выпросит (освобождение от службы), должен быть отпущен и свободен от пошлин при вывозе своего имущества. Жалованье, которое Эвмен согласился уплатить за 4 месяца, уплатить по договору и не делать из этого жалованья вычетов. (Клятва воинов): Заключаю мир в наилучшем разумении с Эвменом... и буду благомыслить ему и его владениям, не буду замышлять чего-либо против Эвмена... не подниму оружия против него, не покину его, но буду сражаться за него и его интересы на жизнь и на смерть. Буду и во всем прочем служить Эвмену благомысленно и безоговорочно со всею ревностью по силе моей. Если узнаю, что кто-нибудь злоумышляет на Эвмена... или в чем-либо ином поступает против него или против его интересов, не допущу этого по силе моей и донесу тотчас или как только могу скорее на делающего что-либо такое Эвмену... или тому, кто, как я знаю, скорее всего объявит ему об этом. И если что получу от Эвмена: город, или укрепление, или корабль, или ценности, или другое, что мне будет поручено – все это сохраню и возвращу правильно и справедливо Эвмену... или кому он прикажет, если он будет исполнять договор. Не возьму от неприятелей письма, не приму посла и сам не пошлю к ним; если же кто и принесет мне письмо, отнесу его запечатанным и принесшего приведу как можно скорее к Эвмену... или к тому, о ком знаю, что он скорее всего заявит... (Клятва Эвмена): Я буду благомыслить Парамону и вождям (наемных воинов) и другим, состоящим на жалованье и находящимся в войске... и не бывшим на жалованье, но принявшим участие в мятеже, им и всем их родственникам... пока они будут в нашем войске, и не буду строить им ковы, ни я, ни другой кто по моему наущению. И не выдам неприятелю ни самих их... ни выборных (от наемных воинов) никаким способом, никаким домыслом. И не стану против них с оружием...

 

Комментарий

 

Среди надписей Пергама имеется документ, раскрывающий многие стороны положения наемников – это договор Эвмена I с наемными солдатами. Договор, видимо, был заключен после мятежа воинов, который они подняли во главе со своими командирами. Документ представляет собой большую по объему (более 60 строк) и весьма содержательную надпись. Состоит она из трех основных разделов. В первом определяются условия службы наемников. Второй является клятвой воинов и их командиров хранить верность Эвмену I. Третий раздел содержит клятву правителя. К сожалению не все положения документа ясны.

Условия службы наемников указаны следующие.

 

1. Для них определена цена хлеба в 4 драхмы за медимн и цена вина в 4 драхмы за метрет (стк. 3-4). Цены установлены не низкие. Возможно двоякое понимание данного положения. Ф.Ф. Соколов и Т. Рейнак считали, что речь идет о деньгах, которые должны платить наемники за питание. По мнению Г.Т.Г риффита, речь идет о замене выдаваемого воинам натурального довольствия денежным. На размере жалования это не сказалось. Ф.Ф. Соколов подметил, что о повышении жалования в документе нет речи. Видимо, оно осталось прежним – как до мятежа, и солдаты не требовали его увеличения.

2. Год считать в 10 месяцев, вставной месяц не считать (стк. 5-6). По греческим обычаям полисы вели войны, как правило, в течении 7-8 месяцев года, пока была благоприятная погода. Для наемников этот сезон продлен до 10 месяцев. По предположению Г.Т. Гриффита, наемные отряды, которые размещались в крепостях царства, поздней осенью и зимой делились на две половины, каждая из которых получала два месяца отдыха (может быть, ноябрь-декабрь и январь-февраль). Не совсем ясно положение относительно вставного месяца. Видимо, оно связано с разницей в ионийском и македонском календарях (как считает Г.Т. Гриффит) или с разницей между лунным и солнечным календарями (по мнению Ф.Ф. Соколова). В любом случае открывалась возможность злоупотреблений со стороны нанимателя, которую данное положение должно было пресечь.

3. Тем, кто отслужил установленный срок (лет или месяцев – в надписи не сказано) быть свободным от службы; чтобы плату получали в соответствии с прослуженным временем (стк. 6-8). Ф.Ф. Соколов полагал, что установленный срок службы наемников Эвмена I составлял 430 лунных месяцев после которых жалование становилось пенсией. Г.Т. Гриффит по-иному понимает данное выражение надписи: речь идет об установленных 10-ти месяцах службы, после которых воин получал плату и 2-х месячный отдых.

4. Предусмотрена выдача специальных средств на содержание детей-сирот в случае гибели воина. Получать эти средства могли ближайшие родственники наемника или те люди, в отношении которых он распорядился (стк. 8-9). Возможно, речь в данном случае идет не о денежных суммах, а о каких-то натуральных выплатах.

5. Воинам предоставлено освобождение от налогов как в 44-м году (именно так сказано в надписи). Закончившие службу или отпущенные с нее наемники получали право свободного выезда с территории страны и освобождались от пошлин при вывозе своего имущества (стк. 9-13). Неясна первая часть данного положения из-за чрезмерной краткости текста. По мнению М. Френкеля и И. Уссинга, освобождение от налогов воин получал на 44-м году своей службы у Эвмена I. В. Диттенбергер считал, что речь идет о 44-м годе эры Селевкидов (269/8 гг. до н.э.), когда Филетер предоставил воинам освобождение от налогов, а Эвмен I в договоре, таким образом, подтвердил данную льготу. Ф.Ф. Соколов воздержался от точного определения смысла положения договора. По его мнению, может быть, освобождались от налогов отслужившие 43 лунных года (или 430 лунных месяцев) солдаты или же статья означала вообще свободу от налогов для всех наемников.

6. Жалование, которое Эвмен I согласился выдать наемникам за 4 месяца, должно выплачиваться без вычетов (стк. 13-14). Статья договора также не совсем ясна. О каких 4-х месяцах идет речь? Специалисты единодушны в своем предположении о том, что 4 месяца продолжался мятеж наемников, а при заключении мира с Эвменом I они потребовали считать этот срок временем службы. Г.Т. Гриффит также обратил внимание на то, что в данной статье нет речи о натуральном довольствии для солдат за 4 месяца. Дело, видимо, объясняется тем, что продовольствие мятежные наемники добывали грабежом окрестных мест.

7. Воины-луканы (или отмеченные специальной наградой – венком из ветвей белого тополя) должны получить хлеб за то же время и венок. Последнее, седьмое положение договора совсем неясно из-за повреждения текста. В 14-15 строках издатели и исследователи по-разному восстановили одно слово. Ф.Ф. Соколов читал uper ton leu[ka]non, полагая, что речь идет о луканах – наемниках италийского происхождения. В. Диттенбергер и вслед за ним Г.Т. Гриффит предпочли иной вариант восстановления текста: uper ton leu[ki]non. По мнению В. Диттенберга речь идет об особой категории воинов, которые за заслуги, может быть, за храбрость награждались специальным знаком-венком из ветвей белого тополя. Видимо, этой категории воинов предоставлены определенные льготы – они получали в отличие от ос-новной массы наемников бесплатно натуральное содержание "за то же время", то есть за 4 месяца мятежа и, кроме того, "венок". Под этим словом Ф.Ф. Соколов понимал жалование за 4 месяца. По нашему мнению, это была какая-то дополнительная плата, прибавка, определенная для данной категории воинов.

 

Договор относится к начальному периоду истории государства Атталидов. Изменились ли в дальнейшем условия службы воинов, неизвестно.

Публикация:
Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964, стр. 516-517; Климов О.Ю. Царство Пергам: очерк социально-политической истории. Мурманск, 1998, стр. 81-82