ХLegio 2.0 / Флот / Корабли средневековья / Ладья со дна реки Рига

Ладья со дна реки Рига

А. Залстерс

Когда-то по теперешней территории Риги протекала река под таким же названием. Недалеко от устья, перед впадением в Даугаву, она образовывала озерообразную дугу длиной в несколько сот метров. До вторжения крестоносцев там располагалась гавань местных грузовых судов и лодок.

Главным транспортируемым товаром являлось зерно – рожь, которую местные жители – ливы выращивали на полях, расположенных восточнее гавани. Весьма вероятно, что потребителями зерна были жители неурожайных прибрежных зон Северной Курляндии и острова Сааремаа. На языке древних ливов рожь обозначалась словом "риг". Возможно, именно от этого и произошли звания реки, гавани, населенного пункта, а потом и города.

В период с 1210 по 1215 г. мореплававатели Северной Курляндии и острова Сааремаа отчаянно пытались отвоевать у крестоносцев Ригу. В боях использовались и грузовые суда. Некоторые из них были потоплены немцами в реке Рига. Утверждать, что ладья, о которой далее пойдет речь, являлась одним из этих судов, нельзя, но точно известно, что, обстрелянная, она затонула в реке в XII или XIII веке. Найденные на ней наконечники стрел (кстати, немецкого производства) хранятся в Музее истории города Риги и мореходства. В эпоху трехмачтовых парусников порт переместился на реку Даугаву. Река Рига засорилась и превратилась в городскую канаву, которую начали именовать Ридзиня или Ридзене. Теперь над засыпанным руслом реки расположены мостовые и тротуары, построены дома. О реке напоминает лишь название небольшой улицы – Ридзенес.

В 1938-1939 гг. между улицами Калею, Ридзенес, Вальню и 13 Января в котлованах, которые рыли для новостроек, были обнаружены остатки древних судов. В котловане между улицами Калею и Ридзенес открылся правый берег реки. В траншее между улицами Ридзенес и Вальню, недалеко от левого берега реки, обнаружили хорошо сохранившуюся ладью, которая теперь известна как "Рижский корабль". Она оказалась почти в самом низу культурного слоя, находящегося на 6 м ниже уровня моря. Для отсоса воды необходимо было установить фильтры и мощный мембранный насос.

Ладья лежала на правом боку, носом к улице 13 Января. Левый борт и конструкции верхней части корпуса в оконечностях были раздроблены, видимо, при расчистке фарватера древней гавани. Судно очистили, разобрали, промаркировали детали и извлекли из траншеи. После маркировки детали отправили на склад, а оттуда на обработку консервирующими препаратами. Обработать одновременно можно было только несколько деталей, поэтому большинство их оставалось на складе. В 1941 г. он сгорел вместе с содержимым. По счастливой случайности, на консервацию были отданы самые важные детали: киль, штевни, правая половина шпангоута (почти мидель).

После пожара о реставрации ладьи не могло быть и речи. Долгие годы считалось, что даже для ее реконструкции недостаточно имеющихся данных. Первая успешная попытка подробно изучить конструкцию ладьи была предпринята только летом 1982 г. Главным источником информации служили не опубликованные до настоящего времени чертежи, наброски, .фотоматериалы и описания 1939 г., хранившиеся в музее, а также оставшиеся детали ладьи.

В 1984 г. проект ладьи был восстановлен. По внешнему виду она напоминала большую беспалубную рыбацкую лодку длиной 14,39 м. Ширина корпуса на миделе – 4,9 м, высота борта – 2,4 м.

Есть основания предполагать, что местные мореплаватели ладьеобразные суда обозначали словом "лайва". В литовском и финском языках и сегодня так называются суда всех типов, а в латышском – только лодки. Так, изучая найденные останки древних местных судов и письменные источники, мы стараемся приоткрыть завесу истории местного судостроения.

 

Реконструкция ладьи

Публикация:
Морской флот. №4, 1988