ХLegio 2.0 / Флот / Корабли античности / Римский флот. Конструкция и типы кораблей / Новости

Римский флот. Конструкция и типы кораблей


А. Зорич

Содержание

Список иллюстраций


 

Конструкция

 

По своей конструкции  римские боевые корабли принципиально не отличаются  от кораблей Греции и эллинистических государств Малой Азии. У римлян мы встречаем те же десятки и сотни весел в качестве основного движителя  судна, ту же многоярусную компоновку, приблизительно ту же эстетику фор- и ахтерштевней.

Все то же – но на новом витке эволюции. Корабли становятся  крупнее. Они обзаводятся  артиллерией (лат.tormenta), постоянной партией морской пехоты (лат.manipularii или liburnarii), оснащаются  штурмовыми трапами-"воронами" и боевыми башнями (рис.1).

 

"Орел", легионное знамя, и верхняя часть ахтерштевня в форме рыбьего хвоста       Штурмовой трап ("ворон")  
Ахтерштевень, обитый с двух сторон круглыми щитами Ахтеркастль и скорпион с обслугой   Штурмовой трап ("ворон") Акростоль
Шатер капитана и кормчий Нижняя часть ахтеркастля и обслуга онагра Онагр Морские пехотинцы, построившиеся "черепахой" Обслуга "ворона" и несколько морских пехотинцев, приготовившихся к абордажному бою Акростоль
Капитанский винный погреб и барабанщик, задающий ритм гребцам Гребцы Гребцы Верхняя гребная галерея и Occulus, магический глаз Проемболон в форме бараньей головы
Корма и рулевое весло Закрытый кринолин-парадос для защиты бортов, вёсел и гребцов Окончание кринолина и передняя скула корпуса Ударный таран (рострум) в форме трезубца
    Вёсла Вёсла  

Рис. 1. Римская трирема. Вид в разрезе

 

По римской классификации все боевые корабли назывались naves longae, "длинные корабли", за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Противоположностью боевым кораблям были транспортные (naves rotundae, "круглые корабли").

Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия  тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, "просто" корабли. Также, поскольку иногда корабли с одним, а то и с двумя  рядами весел не имели палубы, то существовало разделение на корабли открытые, naves apertae (у греков – афракты), и корабли закрытые, naves constratae (у греков – катафракты).

 

Типы

 

Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является  деление античных боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.

Корабли с одним рядом весел (по вертикали) назывались монеры (moneris) или униремы, а в современной литературе часто именуются  просто галерами,

с двумя  – биремы или либурны,

с тремя  – триеры или триремы,

с четырьмя  – тетреры или квадриремы,

с пятьюпентеры или квинкверемы,

с шестьюгексеры.

Однако дальше четкая  классификация  "смазывается". В античной литературе можно встретить упоминания  гептер/септер, октер, эннер, децемрем (десятирядных?) и так вплоть до седецимрем (шестнадцатирядных кораблей!). Также известен рассказ Афинея из Навкратиса о тессераконтере ("сорокаряднике"). Если понимать под этим количество гребных ярусов, то получится полная чушь. Как с точки зрения  технической, так и военной.

Единственно представимое смысловое наполнение этих названий – общее количество гребцов на одном борту по одному срезу (секции) во всех ярусах. То есть, например, если в нижнем ряду на одно весло имеем одного гребца, в следующем – двух, в третьем – трех и т.д., то тогда суммарно в пяти ярусах получим 1+2+3+4+5 = 15 гребцов. Такой корабль, в принципе, можно назвать квиндецимремой.

В любом случае, вопрос об архитектуре римских (а также карфагенских, эллинистических и др.) боевых кораблей крупнее триремы пока что остается открытым.

Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. При попутном ветре на корабле устанавливали мачты (до трех на квинкверемах и гексерах) и подымали на них паруса. Большие корабли иногда бронировались бронзовыми пластинами и почти всегда завешивались перед боем смоченными в воде воловьими шкурами для защиты от зажигательных снарядов.

Также, накануне столкновения с противником паруса скатывали и помещали в чехлы, а мачты укладывали на палубу. Подавляющее большинство римских боевых кораблей, в отличие, например, от египетских, вообще не имели стационарных, не-съемных, мачт.

Римские корабли, как и греческие, были оптимизированы для  ведения  прибрежных морских сражений, а не для  длительных рейдов в открытом море. Обеспечить хорошую обитаемость среднего корабля  для  полутора сотен гребцов, двух-трех десятков матросов и центурии морской пехоты было невозможно. Поэтому вечером флот стремился пристать к берегу. Экипажи, гребцы и большая  часть морских пехотинцев сходила с кораблей и ночевала в палатках. Утром плыли дальше.

Корабли строились быстро. За 40-60 дней римляне могли построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются  внушительные размеры римских флотов во время  Пунических войн. Например, по моим подсчетам (осторожным и оттого наверняка заниженным), во время  Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинкверемы. (То есть не считая  унирем и бирем.)

Корабли имели относительно низкую мореходность и в случае сильного внезапного шторма флот рисковал погибнуть едва ли не в полном составе. В частности, во время  той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь римляне потеряли по меньшей мере 200 кораблей первого класса. С другой стороны, за счет достаточно прогрессивных технологий (и, похоже, не без помощи искушенных римских магов), если корабль не погибал от ненастья  или в бою с врагом, он служил удивительно долго. Нормальным сроком службы считались 25-30 лет. (Для  сравнения: английский линейный корабль "Дредноут" (1906 г.) морально устарел через восемь лет после постройки, а американские авианосцы типа "Эссекс" были выведены в резерв через 10-15 лет после начала эксплуатации.)

Поскольку на парусах ходили только при попутном ветре, а все остальное время  пользовались исключительно мускульной силой гребцов, то скорость кораблей оставляла желать лучшего. Более тяжелые римские корабли были еще медленнее греческих. "Быстроходным" считался  корабль, способный выжать 7-8 узлов (14 км/ч), а для  квинкверем вполне пристойной считалась крейсерская  скорость в 3-4 узла.

Экипаж корабля  по подобию римской сухопутной армии назывался  "центурией". На корабле было два главных должностных лица: капитан ("триерарх"), ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев.

Вопреки распространенному мнению, в республиканский период (V-I вв. до н.э.) все члены экипажа римских кораблей, включая  и гребцов, были вольнонаемными. (То же самое, кстати, относится  и к греческому флоту.) Только во время Второй Пунической войны (218-201 гг. до н.э.) в качестве экстраординарной меры римляне пошли на огрниченное использование во флоте вольноотпущенников. Однако позднее в качестве гребцов действительно начали все шире использовать рабов и пленных.

Командовали флотом первоначально два "военно-морских дуумвира" (duoviri navales). Впоследствии появились префекты (praefecti) флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам. Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.

 

Биремы и либурны

 

Биремы представляли собой двухъярусные гребные суда, а либурны могли строиться  как в двух-, так и в одноярусном варианте. Обычное число гребцов на биреме – 50-80, количество морских пехотинцев – 30-50. Для  того, чтобы повысить вместимость, даже небольшие биремы и либурны нередко комплектовались закрытой палубой, чего обычно не делалось на судах аналогичного класса в других флотах.

 

Римская бирема

Рис. 2. Римская бирема (поставлены артемон и основной парус, второй ряд весел убран)

 

Барельеф из храма Фортуны в ПренестеУже в ходе Первой Пунической войны выяснилось, что биремы не могут эффективно бороться  против карфагенских квадрирем с высоким бортом, защищенным от таранного удара множеством весел. Для  борьбы с карфагенскими кораблями римляне начали строить квинкверемы. Биремы и либурны на протяжении следующих веков использовались преимущественно для  дозорной, посыльной и разведывательной службы, либо для  боевых действий на мелководье. Также биремы могли эффективно применяться  против торговых и боевых однорядных галер (как правило, пиратских), по сравнению с которыми были куда лучше вооружены и защищены.

Однако, во время битвы при Акции (Акциуме, 31 г. до н.э.) именно легкие биремы Октавиана смогли взять верх над крупными кораблями Антония (триремы, квинкверемы и даже децемремы, согласно некоторым источникам) благодаря высокой маневренности и, вероятно, широкому использованию зажигательных снарядов.

 

Либурна мореходная

Либурна речная

Рис. 2-2. Либурны. Мореходная (слева) и речная (справа)

 

Наряду с мореходными либурнами римляне строили много различных типов речных либурн, которые использовались в боевых действиях и при патрулировании Рейна, Дуная, Нила. Если учитывать, что 20 даже не очень крупных либурн способны принять на борт полную когорту римской армии (600 человек), то станет ясно, что соединения  маневренных либурн и бирем представляли собой идеальное тактическое средство быстрого реагирования  в речных, лагунных и шхерных районах при действиях против пиратов, неприятельских фуражиров и в беспорядке переправляющихся  через водные преграды варварских отрядов.

 

Римская либурна

Рис. 2-3. Либурна-монера (вид сверху-сзади)

 

Интересные подробности о технологии изготовления либурн можно обнаружить у Вегеция (IV, 32 и след.).

 

Триремы

 

Экипаж типовой триремы состоял из 150 гребцов, 12 моряков, приблизительно 80 морских пехотинцев и нескольких офицеров. Транспортная  вместимость составляла при необходимости 200-250 легионеров.

Трирема (см. также рис.1) была более быстроходным кораблем по сравнению с квадри- и квинкверемами, и более мощным по сравнению с биремами и либурнами. При этом размеры триремы позволяли в случае необходимости разместить на ней метательные машины.

Трирема являлась своего рода "золотой серединой", многофункциональным крейсером античного флота. По этой причине триремы строились сотнями и представляли собой наиболее распространенный тип универсального боевого корабля  Средиземноморья.

 

Трирема. Кликните, чтобы увидеть цветную иллюстрацию

Рис. 3. Трирема с форкастлем (носовой боевой башней)

 

Квадриремы

 

Квадриремы и более крупные боевые корабли тоже не были редкостью, однако массово они строились только непосредственно в ходе крупных военных кампаний. Преимущественно, во время  Пунических, Сирийских и Македонских войн, т.е. в III-II вв. до н.э. Собственно, первые квадри- и квинкверемы были улучшенными копиями карфагенских кораблей подобных классов, впервые встреченных римлянами во время  Первой Пунической войны.

 

Тяжёлая  тетрера (квадрирема)

Рис. 4. Квадрирема

 

Квинкверемы

 

Такие корабли именуются у античных авторов пентерами или квинкверемами. В старых переводах римских текстов можно также встретить термины "пятипалубник" и "пятиярусник".

Эти линкоры Античности зачастую не снабжались тараном, а, будучи вооружены метательными машинами (до 8 на борту) и укомплектованы крупными партиями морской пехоты (до 300 человек), служили своеобразными плавучими крепостями, с которыми карфагенянам было очень непросто справиться.

За короткое время римляне ввели в строй 100 пентер и 20 трирем. И это при том, что до этого у римлян не было никакого опыта постройки крупных кораблей. В начале войны римляне пользовались триерами, которые были любезно предоставлены им греческими колониями в Италии (Тарент и др.).

У Полибия находим: "Подтверждением только что сказанного мною о необычайной отваге римлян может служить следующее: когда они в первый раз задумали переправить свои войска в Мессену, у них не было не только парусных кораблей, но длинных судов вообще и даже ни одной лодки; пятидесятивесельные суда и трехпалубные они взяли у тарантян и локров, а также у элейцев и жителей Неаполя и на них смело переправили войска. В это время на римялн в проливе напали карфагеняне; один палубный неприятельский корабль в порыве усердия бросился вперед, очутился на берегу и попал в руки римлян; по образцу его римляне и соорудили весь свой флот..."

 

Пентера (квинкверема). Кликните, чтобы увидеть цветную иллюстрацию

Рис. 5. Квинкверема

 

Всего за время Первой Пунической войны римлянами было построено свыше 500 квинкверем. Во время той же войны были построены и первые гексеры (в переводе "Всемирной истории" Полибия Ф.Г.Мищенко – "шестипалубники").

Один из вероятных вариантов расположения весел и гребцов на большом римском военном корабле (в данном случае – на квадриреме) приведен на иллюстрации справа.Расположение весел и гребцов на римской квадриреме

Также уместно упомянуть и о принципиально другой версии квинкверемы. Многие историки указывают на несообразности, которые возникают при трактовке квинкверемы как корабля с пятью расположенными друг над другом ярусами весел. В частности, длина и масса весел самого верхнего ряда получаются критически большими, а их эффективность вызывает серьезные сомнения. В качестве альтернативной конструкции квинкверемы выдвигается своеобразная "двух-с-половиной-рема", имеющая шахматное расположение весел (см. рис.5-2). При этом предполагается, что на каждом весле квинкверемы находились 2-3 гребца, а не один, как, например, на триремах.

 

Пентера (квинкверема)

Рис. 5-2. Квинкверема

 

Гексеры

 

Есть свидетельства, что римляне строили и более чем пятиярусные корабли. Так, когда в 117 г. н.э. легионеры Адриана достигли Персидского залива и Красного моря, они построили флот, флагманом которого якобы являлась гексера (см. рисунок). Впрочем, уже во время битвы с карфагенским флотом при Экноме (Первая Пуническая война) флагманскими кораблями римского флота были две гексеры ("шестипалубника").

Согласно некоторым расчетам, самым большим кораблем, построенным по античным технологиям, мог быть семиярусный корабль длиной до 300 футов (ок.90 м). Корабль большей длины со всей неизбежностью сломался  бы на волнах.

 

Гексера (Hexeris)

Рис. 6. Гексера, супердредноут Античности

 

Сверхтяжелые корабли

 

К ним относятся септеры, эннеры и децимремы. И первые, и вторые никогда не строились массово. Античная  историография  содержит лишь несколько скупых упоминаний этих левиафанов.  Очевидно, что эннеры и децимремы были весьма тихоходны и не могли выдерживать эскадренную скорость наравне с триремами и квинкверемами. По этой причине их использовали в качестве броненосцев береговой обороны для  охраны своих гаваней, либо для  обложения неприятельских морских крепостей как передвижные платформы для осады башен, телескопических штурмовых лестниц (самбука) и тяжелой артиллерии. В линейном сражении применить децимремы пытался Марк Антоний (31 г. до н.э., битва при Акциуме), однако они были сожжены быстроходными кораблями Октавиана Августа.

 

Эннера

Рис. 7. Эннера

 

Эннера, еще один супердредноут Античности. Представляет собой 3-4 ярусный боевой корабль, на каждом весле которого сидят по 2-3 гребца. (вооружение – до 12 метательных машин)

 

Децемрема

Рис. 8. Децемрема

 

Децемрема (ок. 41 г. до н.э.). Представляет собой 2-3 ярусный боевой корабль, на каждом весле которого сидят по 3-4 гребца. (вооружение – до 12 метательных машин).

 


 

Перейти к Второй части (Вооружение и тактика) >>>

Публикация:
XLegio © 1999, 2001