ХLegio 2.0 / Флот / Корабли античности / Греческий флот. Конструкция и типы кораблей / Греческий флот. Вооружение и тактика

Греческий флот. Вооружение и тактика

Cодержание:

А. Зорич

Содержание

Список иллюстраций


 

Вооружение

 

Таран триеры

Рис. 1. Таран (совр. реконструкция триеры "Олимпия")

 

Греческие корабли VI-V вв. не имели специального бортового вооружения. На них не устанавливались метательные машины, не применялись специальные штурмовые трапы и прочие устройства, которые были введены в широкий обиход римлянами.

Основным оружием бирем и трирем являлся  таран, основным тактическим приемом – таранный удар. Поскольку корабельные корпуса в то время  не имели водонепроницаемых переборок, даже небольшой пробоины хватало, чтобы корабль быстро наполнился  водой и затонул.

Вторым тактическим приемом был абордажный бой. Каждая  триера во время  боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев, стрелков из лука и пращников. Впрочем, количество их было весьма скромным. Например, во время  Саламинского сражения  на борту каждой триеры находились 8 гоплитов и 4 стрелка из лука.

 

Спартанский гоплит Афинский гоплит Скифский лучник

Рис. 2 и 3. Гоплиты (слева – спартанский, справа – афинский) и скифский лучник

 

Первым метательные машины на палубе корабля  установил Дионисий, тиран Сиракуз, в 399 г. Впоследствии, во время  походов Александра Македонского и в эллинистический период (кон. IV-II вв. до н.э.) использование метательных машин во флоте становится  делом обычным и доводится  до совершенства римлянами.

В классический период (V в. до н.э.) флот составлял основу афинской военной мощи и являлся  важным компонентом вооруженных сил других городов и коалиций Эллады.

Военный флот Афин насчитывал до 400 триер. Военные корабли строились на государственных верфях. Однако их оснащение, ремонт и наем гребцов производили за свой счет богатые афиняне – поочередно. Они же, как правило, становились и триерархами – капитанами кораблей. Практически, командование осуществлял, конечно, профессиональный моряк – келейст, помощник триерарха. По окончании военного похода триеру возвращали для  хранения  на базу военного флота в Пирее, а команду распускали.

В Пирее, в трех окруженных скалами и укреплениями заливах, располагались военные гавани, где мог укрыться  весь огромный военный флот Афин. Там же находились верфи и склады морского снаряжения. В середине V в. от Пирея  и прилежащего к нему торгового порта к Афинам протянули две "длинные стены" (около 7 км каждая). Позже, при Перикле, построили еще одну стену так, что укрепления  Пирея  узким, легко защитимым коридором были соединены со стенами города.

С развитием флота было связано появление новой категории афинских граждан – моряков. По своему имущественному положению они были не очень богатыми людьми и вне морской службы не имели источников постоянного дохода. В мирные периоды, когда спрос на квалифицированных моряков падал, они занимались случайными заработками, мелочной торговлей, нанимались  батраками к богатым землевладельцам. "Списанные на берег" моряки населяли районы городской бедноты в Пирее и Афинах. Вместе с тем, это были люди, от которых зависело военное могущество Афин. Они сознавали себя  не только полноправными гражданами, но и вершителями судеб афинского народа.

Интересно, что неквалифицированный рабочий зарабатывал примерно пол-драхмы в день, а гребцы на кораблях и гоплиты во время  военной кампании получали по 2 драхмы ежедневно. На эти деньги можно было купить 40 кг зерна, четыре ведра маслин или 1-2 ведра (10-20 бутылок по нашим меркам!) дешевого вина.. Баран стоил 5 драхм, то есть меньше трехдневного заработка гребца или гоплита. Хитон стоил 10 драхм, а наем небольшой комнаты в бедном квартале – 30 драхм. Таким образом, за месяц военной компании простой гребец мог обеспечить себя  провиантом на целый год.

К сожалению, о наименовании кораблей мы знаем совсем немногое. Известно, что в Афинах имелось две триеры роскошной внешней отделки, которые назывались "Паралия" и "Саламиния". Эти два корабля  использовались для  торжественных процессий и для  отправки особо важных посольств.

См. также поэму Эсхила "Персы".

 

Тактика

 

Поскольку, как уже говорилось, наиболее эффективным оружием греческих боевых кораблей являлся таран, а вспомогательным, но также достаточно действенным средством вооруженной борьбы – абордажный бой, тактика боевых действий на море может быть сведена к следующим императивам:

1. В первую очередь стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход. Особо успешен такой маневр будет в том случае, если атакующий корабль по меньшей мере не уступает по размерам кораблю противника, а еще лучше – превосходит его. В противном случае есть риск, что атакующему кораблю не хватит кинетической энергии, а прочность его корпуса в носовой части окажется недостаточна. Атакующий (предположим, пентеконтор) сам рискует стать жертвой нападения на крупный корабль (предположим, триеру), поскольку получит повреждения большие, чем атакуемый, застрянет в обломках весел и, таким образом, утратит ход, а его команда будет эффективно поражена различными метательными снарядами с высокого борта неприятельского корабля.

2. Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, надо сломать ему весла. Для этого следует двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу супостата. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего – уцелеют. После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

Подобный тактический маневр в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"). Тактическая ситуация, именовавшаяся periplus ("обход", "обплыв"), складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.

 

DiecplusPeriplus

Рис. 4 . Diekplus (слева) и periplus (справа)

 

3. Наконец, следует стремиться к концентрации и массированию сил – особенно в том случае, если противник располагает качественным преимуществом, скажем, в ситуации столкновения унирем и бирем с триерами. Ясно, что корабли меньшей "ярусности" могут повысить свои шансы на победу в первую очередь за счет массового применения приема diekplus в сочетании, например, с абордажной атакой, в которой принимают участие по две-три униремы и биремы против каждой триеры.

Таким образом, как мы видим, справедливо утверждение Коннолли о том, что исход боевых действий на море решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки экипажей – гребцов, кормчих, парусной команды – и морской пехоты (epibatai).

Однако, кое-что зависело и от эскадренных боевых порядков. На переходе флот обычно следовал в строю кильватерной колонны за флагманом. Перестроение в строй фронта производилось в предвидении столкновения с противником.

 

Рис. 5. Кильватерная колонна, строй фронта и двойной строй фронта

 

При этом корабли стремились выстроить не в один, а в два-три ряда со взаимным смещением на полпозиции. Это делалось для того, чтобы, во-первых, затруднить противнику проведение маневра diekplus (очевидно, что, даже сломав весла какому-либо из кораблей первого ряда и начав описывать циркуляцию, неприятельский корабль неизбежно подставлял борт под таранный удар кораблей второго ряда). И, во-вторых, чтобы воспрепятствовать выходу части вражеских кораблей в тыл своего флота, что грозило созданием локального двух- и даже трехкратного численного перевеса противника в схватках между отдельными кораблями и группами кораблей.

Наконец, существовало специальное круговое построение, отвечавшее глухой обороне. Оно именовалось "еж" и применялось в тех случаях, когда требовалось защитить слабые корабли с ценным грузом или уклониться от линейного сражения с численно превосходящим противником.

 

Еж

Рис. 6 . "Еж"

 


 

Перейти к Первой части (Конструкция и классификация) >>>

Публикация:
XLegio © 1999, 2001