ХLegio 2.0 / Флот / Корабли средневековья / Кобуксон – исторические реалии / Новости Кобуксон – исторические реалииА. Пастухов От автора. Настоящий обзор литературы и источников (как нарративных, так и изобразительных) по вопросу корейских военных кораблей кобуксон является компиляцией ряда высказываний автора, сделанных в разное время, в разных местах и по разным поводам. В связи с этим нельзя сказать, что это – тщательно проведенное научное исследование. Более того, хотелось бы отметить, что все использованные в тексте переводы с китайского языка сделаны автором «с листа» и являются рабочими, что подразумевают возможность их уточнений при возобновлении работы автора над данной темой. Датировки оставляются «как есть» по лунному календарю – уточняется только год. Вся иероглифическая часть опускается, как не актуальная для большинства читателей, что, вполне естественно, снижает научную ценность статьи, делая ее научно-популярным изложением исторических фактов. Кобуксон – миф или реальность? Последнее время часто возникают «сомнения» сторонников всевозможных «альтернативных» направлений истории (точнее, фриков и шарлатанов) в реальности существования корейских боевых кораблей, называемых в источниках кобуксон или квисон – «корабль-черепаха». Главным «аргументом» этих людей становится проблема бронирования корабля в XVI в. – тут же постулируется невозможность как производства нужного для этих целей количества металла, так и невозможность снабдить деревянные корабли хоть какой-либо серьезной металлической броней. Мы не будем отвлекаться на полемику с заведомо антинаучными построениями и попробуем просто рассмотреть все, что известно об этих кораблях по историческим источникам – хроникам, дневникам флотоводцев и изображениям периода, когда кобуксоны были хорошо знакомой военным морякам реальностью. Обзор источников. Нами были привлечены следующие источники – корейская хроника династии И (1392-1910) «Иджо силлок», сборник докладов И Сунсина, дневник И Сунсина, дневник племянника флотоводца, сопровождавшего его в боях – И Буна, дневник корейского военачальника Син Ню (1658), собрание документов из архива И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо» (1795), исследования современных отечественных, корейских, американских и европейских ученых. Кобкусоны в отечественной научной литературе. Одним из первых описаний кобуксонов было описание, сделанное в 1960-х годах отечественным исследователем-корееведа И.И. Хваном, включенное в состав т. 6 десятитомной детской энциклопедии. Однако на данный момент оно оказалось недоступным. В связи с этим провожу описания кобуксона, сделанные 3 крупными отечественными корееведами – Ю.В. Ваниным, М.Н. Паком и М.В. Воробьевым. При этом следует отметить, что ни один из них не специализируется на военной истории Кореи. Ванин Ю.В. «Экономическое развитие Кореи в XVII-XVIII веках», М, «Наука», 1968, с. 94-95 – о кобуксонах:
«История стран Азии и Африки в Средние Века», М, изд-во МГУ, 1968, гл. 3 «Корея в позднее средневековье», автор М.Н. Пак, с. 386 – о кобуксонах:
Воробьев М.В. «Очерки истории Кореи», СПб, «Петербургское востоковедение», 2002, с. 122-123 – о кобуксонах:
Следует отметить, что описание, приведенное в книге М.В. Воробьева, несмотря на кажущуюся детальность, является далеко не лучшим. Изображения кобуксона XVIII-XIX вв. До наших дней не дошло ни одного аутентичного изображения кобуксона XV-XVII вв. Все наши представления о нем происходят из изображений, приведенных в собрании документов из архива И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо», опубликованных в Корее в 1795 г. по повелению государя Чонджо, прилагавшего большие усилия для того, чтобы сохранить в корейцах волю к сопротивлению иностранным посягательствам и стремившегося всеми силами укрепить армию и флот. Однако следует отметить, что изображения из этого сборника не могут быть признанными аутентичными и, скорее всего, отражают реалии второй половины XVIII в. Кроме того, существует ряд изображений кобуксона на предметах искусства XIX в. – в частности, ширмах с изображениями батальных сцен Имджинской войны. Аутентичность этой иконографической традиции несомненна, но она восходит своими корнями к упомянутому выше собранию документов из архива И Сунсина.
Кобуксон – конструкция и упоминания в документах. Кобуксоны, вопреки расхожему мнению, не были изобретением корейского флотоводца И Сунсина, и использовались отнюдь не только во время войны с японцами в 1592-1598 годах. Первые кобуксоны появились в самом начале правления династии И, и конструктором, разработавшим этот корабль, хроника называет корабельного мастера Тхак Сина. Корабли изначально предназначались для размещения огнестрельного оружия, разрабатываемого корейским конструктором Чхве Мусоном и его сыном. Самое первое упоминание кобуксона в «Иджо силлок» помещено под 1413 г. и весьма лапидарно:
Судя по тому, что кобуксоны сражались с японцами в реальном бою, и для наблюдения за битвой прибыл государь Тхэджон, это был далеко не первый боевой поход кораблей такого типа – на экспериментальный бой государя не пригласили бы, боясь оконфузиться. Одно из первых сообщений о применении кобуксонов (1415) дает описание преимуществ от его применения:
Интересно, что описания кобуксона и в этом, втором по счету, случае упоминания корабля-черепахи, нет – видимо, его очень хорошо представляли себе все, кому предназначалась эта информация. Единственное место в «Иджо силлок», где хоть что-то говорится о конструкции корпуса кобуксона, датировано 21-м днем 2-го месяца 16 года правления государя Ёнджо (1751):
Последним случаем упоминания кобуксонов в «Иджо силлок» является запись за 17-й день 6-го месяца 4-года правления государя Коджона (1867) – в провинции Чолла еще оставался 1 кобуксон. Во время совещания было доложено о том, что «войска в лагере Чхонсанджин управления Чиндобу содержатся по обстоятельствам, 1 кобуксон из Карипхо требует на содержание 2190 нян7». По данным конца XVIII в. существовало 2 разных типа кобуксонов – тхондже ён квисон8 и Чолла чва суён квисон9.
Идея военного корабля с закрытой верхней палубой не ограничивалась кораблями типа кобуксон – например, сохранился интересный эскиз проекта корабля, предложенного к производству в 1747 г. военными моряками провинции Чолладо. В производстве кораблей этого типа было отказано исключительно по экономическим соображениям.
Имел ли кобуксон металлический броневой пояс и броневую палубу? Вопрос о характере «бронезащиты» из доступных источников неясен. Сложно назвать броней шестиугольные пластины металла с укрепленным на них острием. Согласно дневнику И Сунсина, металлического бронирования бортов и палубы не было:
Следует отметить, что И Сунсин является наиболее авторитетным источником сведений по данному вопросу – лучше него этот вопрос мог знать только На Дэён, погибший в одном из боев с японцами. В приводившемся тексте «Иджо силлок» 1751 года было упоминание, что борта и «черепаший панцирь» были изготовлены из хупхан, что может быть переведено и как «толстая пластина», и как «толстая доска». Скорее всего, имеется в виду именно второе значение. Однако следует отметить, что, хотя металлическое бронирование не являлось необходимостью для кораблей XVI-XVIII веков, идея подобной защиты, что называется, «витала в воздухе». Вот что пишет об этой идее американский исследователь С. Тёрнбулл:
Однако о металлическом бронировании кобуксона даже этот автор, известный своим достаточно вольным обращением с материалом, пишет с крайней долей неопределенности:
Однако, как выясняется из источников, металлическое бронирование военных кораблей в XVI-XVII веках не было необходимым – например, корейский военачальник Син Ню так пишет о русских кораблях-дощаниках, с которыми он встретился в бою на Амуре 10 июля 1658 г.:
Таким образом, мы видим, что надстройки из толстых досок и бруса не пробивались из стрелкового оружия и мало- и среднекалиберной артиллерии. Эффективно действовать против таких кораблей могла только тяжелая артиллерия, либо требовалось применить зажигательные стрелы. Следовательно, вопрос о наличии или отсутствии металлического броневого закрытия верхней палубы кобуксона надо искать в связи с применяемой кобуксонами тактикой. Тактика кобуксонов. Как уже было сказано выше, в XV-XVIII веках корабельная артиллерия и, тем более, ручное оружие – аркебузы, арбалеты и луки – не могли с легкостью пробить даже деревянный борт, если он имел значительную толщину. Так что металлическое бронирование кажется избыточным. В то же самое время кобуксон имел значительное стрелковое и артиллерийское вооружение. Это позволяет предположительно реконструировать его тактику. Современные японские исследователи трактуют название мэкура-бунэ как отражение тактики кобуксонов – прорвавшись в строй судов врага, он метался среди них, как слепой фехтовальщик в толпе, и поражал все, что попадало в сектор обстрела. Фактически, кобуксон представлял собой плавающую платформу, закрытую от стрел и мушкетных пуль, безопасную в отношении абордажа, и поражающую противника свинцом, чугуном и стрелами во всех возможных направлениях. Учитывая, что по словам И Сунсина и его племянника И Буна, сопровождавшего дядю в большинстве боев, верхний «панцирь» корабля был покрыт металлическими остриями, прикрытыми для маскировки соломенными матами, высадка абордажной команды на «панцирь» кобуксона привела бы лишь к тяжелым ранениям членов абордажной команды. Таким образом, особенностью тактики кобуксонов был прорыв в самый центр построения вражеских судов и расстрел их с близкой дистанции, не опасаясь потерь от стрелкового оружия и абордажных команд. Именно так кобуксоны и действовали в реальных боях. Подобная тактика требовала высочайшего уровня подготовки экипажа – воды у берегов Кореи очень опасны и в некоторых боях с японцами И Сунсин использовал знание течений и фарватеров, чтобы посадить японские корабли на мель или разбить их о скалы. Когда корабль при слабом обзоре активно действует среди строя вражеских кораблей, это подразумевает, что экипаж хорошо знает условия плавания в данном районе, а артиллеристы могут вести быстрый и эффективный огонь по врагу. Видимо, выход из активного употребления кобуксонов вызван тем, что такую подготовку обеспечить было сложно и вне конкретных боевых условий она была малопригодна. Китайцы и японцы о кобуксонах. Китайские современные исследователи дают несколько иные данные о кобуксоне: Размерения:
По их мнению, надежных доказательств бронирования кобуксонов железными листами нет. Китайские военные моряки принимали участие в боях с японским флотом на заключительном этапе войны и если когда-либо обнаружатся записи минского адмирала Чэнь Линя, то, возможно, ситуация с бронированием кобуксонов станет более ясной. С японской стороны в описание кобуксонов внесли свой вклад 2 самурая - участника битвы при Ангольпхо 9.07.1592:
Однако это упоминание сделано со стороны разбитого при помощи кобуксонов противника, который мог искать оправдания своему поражению. Общий уровень кораблестроения в Корее XVII в. Теперь я привожу выдержки из труда Н.К. Витсена о кораблестроении Корее, составленного со слов голландцев, побывавших в Корее в 1650-1680-х годах, а также со слов Н.Г. Спафария-Милеску, с которым Витсен имел достаточно тесное общение. К сожалению, я не знаю выходных данных книги, поскольку в свое время получил черновики перевода еще до выхода книги в свет, но в свободной продаже ее еще не встречал:
Следует отметить противоречивость информации, приводимой голландскими очевидцами, что отражает степень знакомства тех или иных путешественников с состоянием корейского кораблестроения в XVII в. Сигнализация на военных флотах Дальнего Востока. В условиях наличия многочисленных флотов вопрос сигнализации становится одним из ключевых для ведения организованного боя. По данному вопросу отечественных исследований нет. Однако относительно сигнализации в военном флоте традиционных флотов Дальнего Востока до распространения оптики и радиотелеграфа можно обратиться к следующему документу:
Системе сигнализации военно-морского флота посвящены соответствующие разделы военных трактатов «Пёнхак чинам» (Путеводная игла военной науки) и «Пёнхак тхон» (Свод военной науки). К сожалению, я не смог оперативно найти свои выборочные переводы из «Пёнхак тхон», чтобы показать реальную систему сигнализации в корейском флоте. Относительно применения оптических приборов в Корее – первая подзорная труба появилась в Корее в 1631 г. Она была привезена членом посольства, ездившим в Пекин и встречавшимся там с представителями католической миссии. Отдельные подзорные трубы попадали в Корею в качестве посольских даров из Китая и Японии на протяжении XVII-XIX веков. Однако эти трубы оставались редкостью, служившей по большей части игрушкой для своих владельцев. ***
В завершение обзора приведу главу из своей неопубликованной работы об огнестрельном оружии и технике в Корее периода Чосон (1392-1910)21. Конструкция корабля кобуксон периода Имджинской войны (1592-1598) по документам периода правления государя Чонджо (1776-1800). Вопреки распространенному мнению о том, что корабль, получивший характерное для корейского языка смешанное корейско-китайское название кобуксон22 был изобретен перед Имджинской войной известным корейским флотоводцем И Сунсином (1545-1598), он впервые упоминается под 1413 г., когда государь Тхэджон (1400-1418) наблюдал за сражением японских пиратов с корейскими кобуксонами. Изобретение этого корабля связывается с именем некоего Тхак Сина. До 1592 г. эти корабли строились крайне редко, несмотря на рекомендацию государя Тхэджона, впечатленного действиями кобуксонов в бою, стремиться увеличивать их количество на флоте: «Кобуксоны могут ворваться во вражеский строй и атаковать, а враги не могут ничего предпринять, чтобы повредить им. Это действительно мудрый способ добиться победы!». Лишь жесткая позиция И Сунсина в ходе дискуссий о характере подготовки Кореи к войне, развернувшихся с 1589 г.23, позволила вообще отстоять существование корейского флота и подготовить его к войне с Японией. 9 марта 1591 г. И Сунсин был назначен на должность левого (старшего) командующего флотом в провинции Чолла, имевшим в своем подчинении основную базу в бухте Ёсу и 5 более мелких баз. Он тут же начал улучшать систему наблюдения и оповещения, строить укрепления для обороны баз при нападении с суши, ремонтировать и строить новые корабли. Большое внимание он уделял улучшению тактики корейского флота и обучению экипажей. В отличие от своих японских коллег, он прекрасно понимал, что бой на воде сильно отличается от боя на суше, и не считал зазорным вести активный огневой бой, который отныне становился для флота не вспомогательным, а основным видом боя. В сотрудничестве с талантливым корабелом На Дэёном он предпринял строительство мощных кораблей, представлявших собой улучшенный вариант известного с 1413 г. кобуксона. Первый корабль из готовящейся серии ему подобных был выведен на испытания в море 23 мая 1592 г., всего за 1 день (!) до вторжения японцев: «После завтрака отправились на артиллерийские испытания кобуксона» - записал в тот день в своем «Военном дневнике» И Сунсин. Вопреки распространенной легенде о том, что кобуксон адмирала И Сунсина являлся первым в мире броненосцем, поскольку его верхняя палуба была якобы бронирована железными листами, мы можем опираться только на сведения аутентичных документов времен Имджинской войны, никоим образом не подтверждающим эту версию. Так, сам И Сунсин описывает свое изобретение следующим образом: «На носу корабля установлена голова дракона. Можно стрелять из пушки через эту голову. Верхняя палуба имеет острые железные острия. Наши матросы могут видеть противника, находясь внутри корабля, а враг – нет. Мы можем ворваться в строй из сотен вражеских кораблей и уничтожить их нашей огневой мощью». Слова адмирала дополняет его племянник И Бун, принимавший участие в боях Имджинской войны в свите адмирала: «Мы выстроили новый военный корабль, такой же большой, как и пханоксон. На верхней палубе оставлен проход в виде креста. Остальная поверхность палубы усеяна железными остриями, которые не дадут врагу высадиться для абордажа… Нос изготовлен в виде головы дракона, а руль – хвоста черепахи. По обеим сторонам головы дракона имеется по орудийному порту, еще по 6 находится по каждому борту. Кобуксоном его называют за форму… В бою мы прикрываем верхнюю палубу соломенными матами до того момента, пока кобуксон не выдвигается в первые ряды атакующего флота. Если враги попытаются высадиться на палубу, чтобы взять нас на абордаж, то они найдут свою смерть на железных остриях. Когда враги окружают нас, мы уничтожаем их из наших мощных орудий. Действительно, кобуксон проникает в ряды многочисленных вражеских судов тогда, когда пожелает и, куда бы он не направлялся, [ворвавшись в их строй], везде находит себе добычу». Как мы видим из этих описаний, кобуксон времен начала Имджинской войны представлял собой боевой корабль с низкими бортами (вражеские воины могли бы легко высадиться на его верхнюю палубу) относительно небольшого размера (всего 12 бортовых орудий), закрытый со всех сторон от глаз стороннего наблюдателя. Никаких более уточнений относительно его конструкции мы не находим. М.Н. Пак добавляет, что экипаж кобуксона составлял 80 человек, но не приводит при этом никаких ссылок. В работе современного южнокорейскоо историка Ким Джэгына приводится таблица с расписанием судовых ролей команды кобуксона по позднейшим данным24. Согласно этой таблице, его экипаж насчитывал 148-158 человек (в XVIII веке считалось, что было 2 разновидности кобуксонов – квисон и тхонъён25 квисон):
Японские документы отмечают, что кобуксоны были крупнее японских кораблей и быстрее на ходу. Их обшивка успешно противостояла пулям японских аркебуз, а его действия в строю японских судов, по образному сравнению японского хрониста «напоминали яростные действия слепого воина, ворвавшегося с мечом в гущу врагов». Эта особенность и послужила причиной того, что японцы называли кобуксон мэкура-бунэ (слепой корабль). Японские моряки панически боялись кобуксонов, осознавая свое бессилие перед ними30. Известные в наше время модели кобуксона, его полноразмерные реплики, а также изображения восходят к гораздо более позднему периоду – концу XVIII в., когда в составе корейского флота еще имелись кобуксоны. Некоторые изображения этого легендарного корабля относятся даже к XIX в, когда в Корее были предприняты попытки консолидировать нацию перед угрозой вторжения европейских держав и Японии путем пропаганды славных страниц корейской истории. Например, монохромные изображения кобуксона с огромным якорем и черепашьими головами относятся к «И Чхунму-гон чонсо» (конец XVIII века), а полноцветное панно с изображением маневров корейского флота под руководством И Сунсина выполнено художником Чхон Хёхёном в 1880-х годах. Дошедшее до наших дней описание кобуксона относится к периоду правления государя Чонджо (1776-1800), много предпринявшего для усиления корейской армии и флота31. Поскольку именно оно положено в основу всех позднейших представлений об этом корабле, уместно привести его основные параметры:
Амстердамский бургомистр Николас Корнелиус Витсен приводит также сведения о корейских кораблях, записанных им со слов голландцев, вернувшихся из корейского плена, куда они попали в результате крушения йота «Спервер» в 1653 г. Однако непонятно, насколько эти сведения можно отнести к кобуксонам: «Корейские корабли прочнее (японских – прим. авт.) и сделаны из дерева лучшего качества (в 1652 г. свидетельствуют наши нидерландцы, бывшие там в плену, что корабли были построены очень легкими)… В Корее делают джонки с двумя палубами и 20-24 веслами. За каждым веслом 5-6 гребцов. Команда джонки состоит из 200-300 человек – солдат и гребцов. На джонке несколько небольших железных пушек и много огнестрельного оружия… Корабли у них сзади плоские, а корма и нос несколько выше подняты над водой. Они могут употреблять и весла, когда плывут под парусами и спасаются от иноземных пушек. Они боятся, да им и не позволено без разрешения уплывать далеко от берега. И корабли их непригодны для этого, они построены очень легко, почти без железа, даже якорь из дерева. Корабли плавают, главным образом, в Китай»33. Некоторые из сведений Витсена можно счесть отражающими конструктивные особенности кобуксона (2 палубы, 20 весел, 5 гребцов на весло, небольшое количество пушек), но остальные могут быть отнесены и к кораблям других типов. Библиография. 1. Первоисточники: 1. «Иджо силлок» (Хроника правления династии И) 2. И Сунсин «Нанджун ильги» (Дневник во время смуты), 15692-1598. 3. «И Чхунму-гон чонсо» (полное собрание документов из архива И Сунсина, князя Верного и Воинственного), 1795. 4. Син Ню «Пукчоннок» (Записки о карательном походе на Север), 1658. 2. На русском языке: 1. Ванин Ю.В. «Экономическое развитие Кореи в XVII-XVIII веках», М, «Наука», 1968 2. Витсен Николас Корнелиус «Северная и Восточная Татария», Издание Фонда имени Исаака Массы, готовится к печати. 3. Воробьев М.В. «Очерки истории Кореи», СПб, «Петербургское востоковедение», 2002 4. «История стран Азии и Африки в Средние Века», М, изд-во МГУ, 1968, гл. 3 «Корея в позднее средневековье», автор М.Н. Пак 5. Тёрнбулл С. «Самураи. Военная история», СПб, «Евразия», 1999 3. На корейском языке: 1. Ким Джэгын «Чосон ванджо кунсон ёнгу» (Исследование боевых судов периода Чосон), Сеул, «Ильджогак», 1991. 2. О Бунгын «Чосон сугунса» (История флота периода Чосон), Сеул, «Хангук мунхваса», 1998. 3. Пан Санхён «Чосон чхоги сугун чедо» (Флот в начале периода Чосон), Сеул, «Минджок мунхваса», 1991. 4. Син Ню «Пукчоннок» (Записки о карательном походе на Север), Сеул, «Чонхва инсвэ мунхваса», 1980, исследование и перевод на современный корейский язык Пак Тхэгын. 5. «Юккун панмульгван торок» (Собрание Музея Корейской Армии), Сеул, изд-во Корейской Военной Академии, 1996. 6. «Хан минджок чонджэн чхонрон» (Очерки военной истории Кореи), Сеул, «Кёхак ёнгуса», сост. И Джэ и другие, 1988 7. «Хан минджок чонджэн тхонса. Чосон сидэ чонпхён» (Общая история войн корейского народа. Том 1. Период Чосон.), Сеул, «Кукпанъ кунса ёнгусо», 1996, сост. Ю Чэсон. 8. Чха Мунсоп «Чосон сидэ кундже ёнгу» (Исследование военной системы периода Чосон), Сеул, «Тандэ чхульпханбу», 1989. 4. На английском языке: 1. Bak Hae-il: “A Short Note on the Iron-clad Turtle Boats of Admiral Yi Sun-sin," Korea Journal 17:1 (January 1977) 2. Brennecke Jochen: Geschichte der Schiffahrt, Künzelsau 1986 (2nd. ed.) 3. Clark Allen: Admiral Yi Sun-sin and his Turtle Boat Armada(Review), Korea Journal (Sept. 1973) 4. Hawley, Samuel: The Imjin War. Japan's Sixteenth-Century Invasion of Korea and Attempt to Conquer China, The Royal Asiatic Society, Korea Branch, Seoul 2005, ISBN 89-954424-2-5 5. Kim, Zae-Geun: An Outline of Korean Shipbuilding History, Korea Journal, Vol. 29, No. 10 (Oct. 1989) 6. Pak Younhee «Admiral Li Sunshin and his kobukson armada”, Seoul, «Hanjin chulpansa», 1978. 7. Roh Young-koo: "Yi Sun-shin, an Admiral Who Became a Myth", The Review of Korean Studies, Vol. 7, No. 3 (2004) 8. Swope, Kenneth M. Swope: "Crouching Tigers, Secret Weapons: Military Technology Employed During the Sino-Japanese-Korean War, 1592–1598", The Journal of Military History, Vol. 69 (Jan. 2005) 9. Underwood H.H. “Korean boats and ships” Seoul, 1979. 4. Интернет: 1. Для исследования данного историко-культурного феномена а Республике Корея работает Исследовательский Центр «Кобуксон»: 거북선연구원: Keobukseon Research Center 2. Сайт, посвященный И Сунсину и его кобуксонам: Admiral Yi Sun-sin - A Korean Hero. 1. Ённам – общее название южных провинций Кореи – Чолла, Чхунчхон и Кёнсан. 2. Чиновник Налогового ведомства. 3. Один из традиционных для военных флотов Дальнего Востока типов боевых кораблей. 4. Возможен вариант перевода «толстыми пластинами». 5. Чхунму-гон – посмертный титул, присвоенный И Сунсину за заслуги перед отечеством. 6. Использованное в тексте слово чун - это не обязательно пушка. Оружие такого типа – это и ручница, и тяжелый мушкет. 7. Нян – корейская старинная денежная единица. Могла быть медной или серебряной. Если брать нян серебром, то это составляло 37,3 гр. серебра, а медный нян представлял собой его заменитель в связи с малым использованием серебра в денежном обращении внутри Кореи. В этом случае считалось, что 2 нян медных денег равны 1 серебряному нян. 2190 нян – это эквивалент содержания 45 китайских солдат в 1860-е годы в течение 1 года. 8. Корабль флота 3 объединенных южных провинций – Кёнсан, Чолла и Чхунчхон, однопалубный. 9. Корабль флота левой полупровинции Чолла, двухпалубный. 10. Из публикации полного собрания документов И Сунсина «И Чхунму-гон чонсо», осуществленной в 1795 г. по приказу государя Чонджо (1776-1800). 11. 1 чхок – 31 см. 12. 1 чхон – 3,1 см. 13. Тёрнбулл С. «Самураи. Военная история», СПб, «Евразия», 1999, с. 249. 14. Там же, с. 315-316 – о кобуксонах. 15. Маньчжурский полководец Шархуда, командовавший объединенными корейско-цинскими силами. 16. Один из корейских стрелков, получивших ранение в бою накануне. 17. Дульнозарядная пушка европейского образца крупного калибра – 20-40 фунтов. 18. Мэкура-бунэ (букв. «слепой корабль») – японское название кобуксонов. 19. Ошибка Витсена – голландские моряки с йота «Спервер», ставшие первыми европейцами, побывавшими в Корее и вернувшимися оттуда (за исключением нескольких иезуитов, посетивших страну во время Имджинской войны и не оставившие никаких записок о стране), попали в плен к корейцам только в 1653 г. и вернулись через Японию в 1668 г. 20. «Тайпинское восстание 1850-1864 гг. Сборник документов», М, «Издательство Восточной литературы», 1960, док. № 26 «Походный устав армии», перевод Соловьева О.Г., с. 102-105. 21. Возможно, эта глава будет со временем переработана и усовершенствована. 22. Кор. кобук (черепаха) и родовая морфема китайского происхождения сон, входящая с состав наименований различных типов кораблей. На ханмуне (литературном китайском языке, применявшемся в период Чосон в качестве официального) это название должно звучать как квисон. 23. Несмотря на то, что Ли Сунсин был назначен на должность командующего военно-морскими силами левой полупровинции Чолла лишь в 1591 г., он успел проделать гигантскую работу по укреплению корейского флота до начала вторжения японцев в мае 1592 г. 24. См. Ким Джэгын «Чосон ванджо кунсон ёнгу» (Исследование боевых судов периода Чосон), Сеул, «Ильджогак», 1991, с. 133, табл. 4. 25. Тхонъён означает «используемый в флоте трех южных провинций». В настоящее время этот термин служит синонимом «используемый И Сунсином». 26. Мы вынуждены использовать здесь этот византийский термин, поскольку сложно найти ему эквивалент в современной военной терминологии. В обязанности мусана входило воодушевление воинов в ходе битвы. Например, в сражении при Мённян (1597) И Сунсин был вынужден ободрять своих матросов, павших духом после того, как японские корабли окружили немногочисленный корейский флот. 27. Здесь, по всей видимости, имеются в виду специалисты по постановке мачты и управлению парусом. 28. Буквально «якорщики». Это могут быть как специалисты по швартовке судна, так и специалисты по захвату вражеского судна в бою при помощи абордажных крюков саджоку. 29. По нашему мнению, это могли быть не специалисты по стрельбе из обычного лука, поскольку каждый военнослужащий был обязан обучаться стрельбе из лука, независимо от своей специальности, а расчеты многозарядных арбалетов чогальло (кит. чжугэ ну), возможно, активно применявшихся в корейском флоте в бою на близких дистанциях. 30. Абордажная тактика японского флота была явно отсталой по сравнению с принципами боя, использовавшимися в корейском флоте – навязать артиллерийский бой, массированным огнем потопить флагманские корабли и, разорвав строй противника, уничтожить флот врага по частям. 31. Государь Чонджо пытался перенести столицу из Сеула в Сувон и поэтому укреплял армию и флот, т.к. боялся недовольства переносом столицы среди правящего класса, а также негативной реакции со стороны империи Цин, которая могла принять факт переноса столицы за попытку изменить существующий порядок вещей и смену династии в Корее. Ср. перенос столицы в период Чжоу привел к образованию династии Восточная Чжоу, а перенос столицы в периоды Хань, Цзинь, Сун, Юань и Мин – к созданию соответственно Восточной Хань, Восточной Цзинь, Южной Сун, Северной Юань и Южной Мин. 32. Часть досок выдвинуты далеко за транец, образуя своего рода защиту рулевой группы. 33. См. Витсен Николас Корнелиус «Северная и Восточная Татария», Издание Фонда имени Исаака Массы, готовится к печати, с. 49-50, 56. Публикация: |