Норманнский шнеккер | История корабля | Корабли средневековья | Флот — ХLegio 2.0 | Военно-исторический портал античности и средних веков.

ХLegio 2.0 / Флот / Корабли средневековья / История корабля / Норманнский шнеккер

Норманнский шнеккер


В.А. Дыгало, Н. Нарбеков

 

Tермин "шнека" в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года.

Слово "шнека" (производное от норманнского "шнеккер" - змея) - обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20-24 м, ширина - 4,2-5,1 м, высота борта - 1,2-1,7 м, осадка - 0,5-1 м. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 т. Экипаж - 40-70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу до 25-35°. Для большей остойчивости укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.

Многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.

 

Публикация:
История корабля. Вып. 1, М., 1986