ХLegio 2.0 / Армии древности / Войны Средних Веков / Заллака, 1086 год: Триумф Ислама / Новости

III. Легенда о слоне


М. Нечитайлов

Перед тем, как Альфонсо оставил Толедо, ночью ему приснился сон. Там он увидел себя сидящим на огромном слоне113, на боку которого висел барабан. Слон бил в барабан хоботом. (Напомню, что боевые барабаны находились на «вооружении» армии Альморавидов.) В страхе Альфонсо проснулся и молвил: «Слоны не обитают в нашей стране и мы никогда их не видели, так откуда же я знаком с ним и узнал его по опыту? Боевой барабан не ведом нам и эту вещь мы не используем и не играем на ней? Так откуда же я знаю ее?». 114

Король поведал о своем сне христианским священникам и раввинам и потребовал у них объяснить его. Те сказали: «О, король! Твой сон означает, что ты поразишь всех мусульман, завоюешь их богатства, разграбишь весь их лагерь, завоюешь их страну и вернешься в свое королевство, блистательный и победоносный. Слон, на коем ты восседал, - царь, что прибыл, владыка большой страны, который условился с тобой встретиться; посадишь его с отвращением и презрением. Раз он представился тебе слоном, так значит, это животное из пустыни, и указывает на эмира мусульман, Йусуфа б. Ташфина, которого олицетворяет». На это король им заявил: «Я чувствую, что (явления) истинны, но ваше толкование моего сна ложно и вы ничего не знаете».

После чего он обратился к мусульманам, присутствующим на совете: «Знаете ли вы каких-либо мусульманских мудрецов?». «Да, - ответили те, - есть здесь мудрый и благочестивый мусульманин, что зовется Мухаммад б. Иса, аль-Магами, который читает Коран в своей мечети» (Ибн Бассам упоминает, что он молился и читал главу Корана в мечети Толедо даже тогда, когда ее обращали в собор, но никто не тронул его, пока он сам не закончил и не покинул храм). После чего последовал королевский приказ: «Идите найдите и приведите его ко мне!».

Явившись к шейху, мусульмане передали тому: «Король зовет тебя». На его вопрос «И зачем ему я понадобился?», ответили: «У него было видение, напугавшее его, и христианские священники и иудейские раввины истолковали его, но его ни удовлетворило их толкование, ни заставило поверить в него». «Славу Аллаху, - ответил мудрец, - что я никогда не пойду смотреть на этого неверного». На что ему, надо думать, вежливо указали, что Толедо, как-никак, теперь христианский город и лучше не портить отношения с его правителем, а то будет хуже, а потом попытались ободрить: «Аллах охранит тебя от его гнева». Но мудрец явно счел себя незаменимым и ответил: «Аллах – мой хранитель и защитник, добро и зло в его руках». На том он и остался.

Посланцам пришлось вернуться к Альфонсо, спросившему у них: «Где тот человек, которого вы должны отыскать?». Те извинились: «О, король, этот человек – благочестивый исповедник и у нас, мусульман, набожным людям вера запрещает спешить к воротам царей. Если королю будет угодно, мы ему передадим его слова, чтобы получить от него ясный ответ».

То ли король поверил этому объяснению, то ли у него хватило такта не встревать в верования своих новых подданных, но он пересказал им сон и послал к альфаки Абу Абд Аллаху аль-Магами (уроженец Магана в провинции Толедо). Они нашли его читающим Коран в своей мечети вместе с мусульманскими альфаки (законоведами), пребывавшими в городе. Они описали ему видение и сказали: «Объясни его сам, чтобы дать нам свое толкование».

Альфаки ответил: «Ответ простой. Знайте, что мусульмане нанесут ему позорное поражение и что он сможет спастись бегством лишь с малым числом своих соратников. Об этом объявляет Аллах в своей книге, говоря: “Неужели не знаешь ты, что сотворил Господь твой с воинством слона? Разве не расстроил Он их помыслы их злые и не послал на них птиц стаи? Осыпали они их осколками глины окаменевшей [в мусульманской традиции – камнями]…”. 115 Создатель так поведал Ибрахиму о явлении абиссинцев. Напротив, барабан, в который бьют, - барабан его божьего слова: “Когда же протрубят в трубу, будет тяжким день тот, нелегким для неверных”».116

Посланцы вернулись к королю и передали ему слова альфаки. И тот рассердился и заявил: «Клянусь верой Спасителя, если он солгал, я накажу его в назидание другим». Узнав об этом, аль-Магами сказал: «Слава Аллаху, что не могу противиться муравью, кроме как с дозволения Аллаха и по его указу. Я надеюсь на Аллаха, Господа моего, и нет силы, кроме него, великолепного и могучего».

«Rawd al-mitār» излагает эту легенду с некоторыми вариациями. Альфонсо здесь сначала советуется о сне со своими священниками и монахами, но «он не нашел никого, кто мог бы объяснить его значение ему». Тогда он подкупил еврея и тайно отправил его на вражескую территорию узнать значение сна у мусульманских толкователей. Иудей нашел такого и рассказал ему о сне, как о своем видении. Тот, однако, сразу ответил: «Ты лжешь; у тебя никогда не было такого сна, и если ты не расскажешь, кому он приснился, я не дам тебе объяснения». Еврей поведал ему истинное положение дел, но попросил его держать его в тайне. «Теперь ты говоришь правду, - ответил мусульманин, - то был Альфонсо, и только ему приснился сон, и значение его в том, что великая беда вот-вот обрушится на него и его войско. Сон можно объяснить этими словами Корана: “Неужели не знаешь ты, что сотворил Господь твой с воинством слона?”. Что до слона, бьющего хоботом [по барабану], значение этого в том, что Альфонсо получит рану в лицо, что случится в тот же зловещий день». Еврей вернулся к Альфонсо, но вместо того, чтобы передать полученное им объяснение, предложил ему более подходящее для его веры и суждений. 117

Ибн ал-Асир, со своей стороны, сообщает, что священники не смогли дать объяснение сну, и Альфонсо обратился к мусульманину, опытному толкователю снов. Тот хотел было отказаться, но Альфонсо заставил его, и он предсказал погибель его войску. Услышав это и видя число своих воинов, король ответил ему: «С этими воинами я не побоюсь последователей Мухаммада, создателя вашей книги». Толкователь благоразумно промолчал перед королем, но своему единоверцу сказал: «Сей король погибнет со всеми, кто находится вместе с ним». Затем он процитировал слова пророка: «три вещи приносят погибель: уступка скупости, предание страсти и гордыня человеческая».

Нельзя не заметить, как быстро описание этих событий обросло легендами и мифами. Вряд ли, конечно, это событие имело место в действительности. Это лишь литературный прием, которым авторы хотели подчеркнуть обреченность похода Альфонсо и неизбежность его поражения. Ко сну со слоном, выдуманному восточными авторами после Ибн ал-Асира, добавлены были сон Румайлы (см. ниже) и анекдот о королеве Констанции (см. выше).

Итак, в начале октября, под звуки старой мосарабской литургии («Канон, когда король с войском отправляется на битву») христианский монарх покинул свой новый город и устремился на юго-запад, навстречу неизвестности. Он не мог представить, что вступает в борьбу, которая будет длиться до самой его смерти. Интервенция мурабитов на полуостров превратила испанский ислам в провинцию Североафриканской империи. Но в то же время она изменила сложившийся баланс сил в Испании между христианами и мусульманами и способствовала не только сближению жителей Магриба и иберийских мусульман, но и становлению тесных связей между христианскими государствами Испании и феодальными княжествами Южной Франции.

 


 

 113. «Легенда о слоне»: Huici Miranda A. Op. cit. P.41-44 (безусловно, рассказ – восточного происхождения).

 114. Цит. по: Norris H.T. Op. cit. P.135-136.

 115. Коран. CV.1-4 (Коран / Пер. с араб. М.-Н. О. Османова. М.,1999. С.614).

 116. Коран. LXXIV.8-10 (Коран. С.588). – Здесь заключена игра слов: naqūr, труба, и naqīra, барабан.

 117. Al-Maqqarí. Op. cit. P.281-282.

Публикация:
XLegio © 2003